Советы родителям

Как готовить ребенка к школе

         Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Это очень ответственный этап в его жизни: появятся новые обязанности, откроются новые горизонты. Хочется, чтобы на его пути не встретилось «рифов» и «подводных камней». Для успешного овладения письмом и чтением дошкольник должен уметь:

-различать на слух фонемы родного языка – (б – п, т – д, к – г, с – ш, р – л и т.д.);     правильно их произносить;

-осуществлять звуковой анализ и синтез слогов и слов;

-делать анализ предложения – определять количество слов в предложении;

Несформированность какой – либо операции приводит к возникновению дисграфии и дислексии (нарушение чтения и письма)

Для успешного овладения письменной речью можно воспользоваться играми и упражнениями, которые можно проводить родителям с ребенком дома   .

Занятия должны быть кратковременными – по 10 – 15 минут.

Очень важно, чтобы начатое задание было выполнено ребенком до конца.

Не забывайте хвалить ребенка – это хороший стимул в работе. У ребенка появится настроение и желание заниматься.

Во время занятий будьте терпеливы.

Позвольте пожелать вам успехов, уважаемые родители, и напомнить, что благополучие ваших детей в ваших руках.

1.Игра«Волшебный дартс»

Ребенку предлагается метать дротики в круг (для этого купите в магазине игрушек дартс)

Если дротик попадет на синий сектор – придумать слово, которое начинается на твердый согласный (сом, кот, носки, мышка, шина и т.д.).

Если в зеленый сектор – придумать слово  на мягкий согласный (сетка, кит, нитки, месяц, чемпион и т.д.)

а, у, и, о, э).Если в красный сектор – слово должно начинаться с гласного звука

2.Игра «Художник»

Ребенок рисует картину по инструкции.

«Нарисуй елочку в центре листа, над елочкой – птичку,

справа от елочки – грибок, между елочкой и грибком – цветок,

на цветке – бабочку, в верхнем левом углу – солнышко,

в нижнем правом углу – дерево, в нижнем левом углу – зайчика,

в верхнем правом углу – облако и т.п.»

Затем ребенок может составить рассказ по картинке.

3.Игра «Забавные считалки»

1 вариант: Ребенок учит считалку, ограничивая каждое слово хлопком или взмахом руки.

Серый зайка вырвал травку, положил ее на лавку.

Кто травку возьмет, тот и вон пойдет.

-Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел месяц погулять.

А за месяцем луна – оставайся ты одна.

2 вариант: Ребенок повторяет вслед за взрослым считалку по слогам.

Пусть повторит за мной языкВзрослый: -

                     Такое слово боровик.

                     А теперь наш язычок

                     Скажет: «Чики- чики – чок!»

Ребенок: Пусть  пов – то – рит за мной я – зык

                Та – ко – е  сло – во бо – ро – вик

                А те – перь  наш  я - зы – чок 

                Ска – жет: «Чи – ки , чи – ки, чок!»

Взрослый: Сел на дудочку сверчок

                   Начал дырочки считать

                   Раз, два, три, четыре, пять.

Ребенок: Сел на ду – доч – ку  свер – чок

                На – чал ды – роч – ки  счи – тать

                Раз, два, три, че – ты – ре , пять.

3 вариант: Взрослый произносит считалку по слогам, а ребенок повторяет ее, соединив слоги в слова.

4.Игра «Волшебный мешочек»

В мешочек складываются небольшие предметы (игрушки). Ребенок на ощупь должен узнать предмет, сосчитать, сколько звуков и слогов в его названии, рассказать об этом предмете – величина, форма, материал, из которого сделан предмет).

2 вариант: В мешочек складываются буквы. Ребенок на ощупь узнает буквы и придумывает слово. Когда он возьмет определенное количество букв, то составляет из них новые слова.

5.Игра «Составь предложение»

Взрослый бросает мяч ребенку, произносит слова.

Например: Девочка, играть.

Ребенок, поймав мяч, произносит предложение: Девочка играет.

6.Игра «Веселый язычок»

Взрослый читает стихотворение и выполняет движения органами артикуляции(губами, языком, нижней челюстью)

-Язычок знаком вам, дети,

Мы его с улыбкой встретим (широко улыбнуться, растянуть губы)

-Это язычок пришел (приоткрыть рот, высунуть язык)

-Вправо он сейчас пошел (тянуть кончиком языка к правому уху)

-Все, что нужно увидал и налево зашагал (тянуть кончик языка влево)

-Погулял совсем немножко, широко открыл окошко (широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек.)

-Он окно не закрывает, кверху кончик поднимает (кончик языка тянуть к носу, рот широко открыт)

-Он окно не закрывает, книзу кончик опускает (рот широко открыт, кончик языка тянется к подбородку)

-Язычок не устает, тянется теперь вперед (рот открыт, кончик языка высовывается изо рта и вытягивается вперед)

-В прятки поиграть он рад: отступает шаг назад (рот приоткрыт, язык оттягивается вглубь рта)

-Поиграл с тобой он в прятки и помчался на лошадке (пощелкать языком. Рот широко открыт, губы в улыбке)

-Говорит он: «До свиданья!»

Тебе машет на прощанье (Рот широко открыт, губы в улыбке. Кончик языка широкий, закрывает попеременно то верхнюю, то нижнюю губу)

7.Игра «Оденем кукол»

Ребенок придумывает имя куклам – из 2 слогов (например, Нина), из трех слогов (Наташа)

Затем распределяет вещи: Нине – все вещи, названия которых состоят из 2 частей ( блуз - ка, юб- ка, туф – ли…

Наташе – вещи, названия которых  состоят из трех частей  (панама, сарафан, сапоги …)

Можно называть цвет одежды, действия куклы – гладит, сушит, стирает…

8.Игра «Что вокруг нас?»

1 вариант: На прогулке или дома ребенок отыскивает вокруг себя то, что имеет в названии одну часть(слог) – шар, мяч, шкаф стол …; 2 части – забор, кусты, цветы…

3 части – качели, тарелка…

2 вариант: Ребенок отыскивает то, что имеет определенное количество звуков:

Три звука – дом, кот,

Четыре звука – луна, стол …

Пять звуков – чашка, ложка…

9. Игра «Раскрась, не ошибись»

Ребенок раскрашивает предметы желтым цветом – если в слове слова со звуком «Ж»,

Зеленым – если в слове есть звук «З»

Можно поднимать кружочки такого цвета.

Слова: ваза, роза, жираф, желудь, жилет, флажок, звезда, пижама, кружок, мимоза, гвоздика.

10. «Развиваем пальчики – развиваем речь»

Ребенок придумывает слова на определенный звук. За каждое слово он кладет в бутылочку пуговицу. Когда все пуговицы собраны – бутылочка закрывается завинчивающейся крышкой.

Дальше придумываем предложение с определенным количеством слов, каждое слово начинается на один и тот же звук (Стакан сока стоит на столе)

11. Игра «В зоопарке»

Раздели игрушки на две группы – с мягким и твердым звуком в начале слова.

1 группа: кот, конь, волк, жираф – все звуки в начале слов – твердые.

2 группа – медведь, лев, кит, верблюд.

12. «Цепочка»

Придумать слово так, чтобы последний звук в названии одного предмета стал первым звуком в названии другого предмета.

Например: автобусстуллампааисттанк …

Задания и игры могут быть придуманы вместе с ребенком в дополнение к тем, которые представлены.

 

Воспитание правильного звукопроизношения

у детей трех – четырех  лет

 Произношение ребенком каждого звука речи требует точной, слаженной работы  артикуляторного аппарата.

У ребенка трех лет еще несовершенны движения речевых органов, звуки еще не всегда точно различаются на слух.встречаются возрастные недостатки   У большинства детей трех лет

Делать это нужно в игровой форме, т.к. ведущий вид деятельности ребенка – игра. Можно использовать следующие упражнения:основные движения языка, губ, нижней челюсти. органов артикуляции, умение ребенка владеть ими. Поэтому, начиная с 3 лет, можно тренировать у детей подвижность   

Упражнения для языка 

 в «бугорки» за нижними зубами. Можно назвать это упражнение «горочка» Кончик языка при этом упираетсяС, З, Ц.    - эти гласные будут базой для звуков И, Э -Пение гласных 

  Упражнения для губ:

Ш, Ж, Ч, Щ) – губки вытягиваем вперед – «трубочкой» ( база для звуков О, У- Пение гласных

)С, З, Ц «улыбка» - губы улыбаются, видны и верхние и нижние зубки (база для звуков И, Э - - Пение гласных

звуки М, П, Б- Плотно, но без напряжения смыкать губки  - произносить

(для четкости речи)

С, З, Ц, Л) (база для звуков В – «как ежик фыркает?», звук Ф-Опускать нижнюю губку вниз, обнажая нижние зубки. Уточнять и произносить звук

Упражнения для нижней челюсти:

)для четкости и ясности речизвук А (-Уточнить и произносить

   Можно рассказывать ребенку сказку «О веселом язычке» и  пропевать звуки, на основе которых возникнут звуки более сложной артикуляции.

                                  Сказка о Веселом язычке.

Жил – был на свете веселый язычок. Он жил в своем домике – ротике.

…, а потом вытянул губки  «трубочкой» иО-о-о…(пропеть звук  4 -5 раз). Мама дала ему бублик, он  сделал губки овалом и запел: А- а-а-аВеселый язычок очень любил петь разные песенки. Однажды он встал рано утром и запел:

И-и-и…, Э-э-э…Потом он пошел на улицу, увидел горку (язычок упирается в нижние «бугорки» – альвеолы) и запел: : У-у-у… снова запел

Мимо пробегал ежик, он фыркал и наш язычок тоже стал фыркать: Ф-ф-ф… 

тихо, как ветерок подуть на снежинку, она должна слегка отклоняться).П - п - п..(…(произносим звук звонко: нижняя губка приближается к верхним зубкам) – это был волчок – серый бочок. На него упала холодная снежинка, он стал ее сдувать: В-в-вВдруг веселый язычок услышал:

  Эту сказку можно рассказывать ребенку постепенно, каждый раз уточняя артикуляцию звуков более сложных по артикуляции. базу для появления звуков. Таким образом, добиваясь ясного произношения гласных и простых по артикуляции согласных, можно создать у ребенка